Кто такой Парацельс?

Неиссякающий интерес публики к магии, астрологии и ведовству, как ни странно, помогает не забывать о многих великих личностях, которые лишь одним краем своих исследований касались эзотерической области. Фигура Парацельса - наиболее яркий тому пример

Парацельс был европейским мыслителем и светилом науки XVI века, а в памяти людской остался как чудо-медик и колдун. Впрочем, наука XVI века теснейшим образом граничила с магией. На самом деле граница между наукой и псевдонаукой (в последних принято числить астрологию, алхимию, хиромантию, френологию и пр.) не так очевидна, как может показаться на первый взгляд, и во многом зависит от установок, принятых в обществе в определенный исторический период. 
Сейчас по-другому стали смотреть на ценность фундаментальных принципов европейского научного мышления: энтузиазм по поводу торжества единого разума уступил место страху перед деспотическим господством усредняющей нормы. 
Отношение к "безумным идеям", к "магии" изменилось. В них справедливо стали видеть своего рода "андерграунд", способ осмысления реальности, альтернативный доминирующему образцу, как бы особую форму сопротивления единомыслию, которое нередко становится причиной ханжества и косности мышления. 
К этим идеям стали прислушиваться, пытаясь разобраться в истоках интеллектуальной драмы Нового времени. И слово "драма" как нельзя более характеризует жизнь и искания Парацельса. Парацельс, знаменитый алхимик, врач, философ и мистик, был удивительным, загадочным, сложным и, на первый взгляд, противоречивым человеком. 
Одни считали его пьяницей и буяном, другие - женоненавистником, третьи, обвиняя его в ереси, боялись его ясного ума и острого языка, четвёртые молились на него, поклоняясь как магу и чудотворцу. 
Парацельс являлся истинным сыном эпохи Возрождения и таким же великим и сложным, как само то время. Он был, действительно, титаном, творцом новой эпохи и новой культуры. Гений Парацельса, как и у всех истинных гениев, проявил его дар сразу во многих областях, отстоящих очень далеко друг от друга. 
Однако, на наш взгляд, именно это сочетание в сфере одного ума различных областей науки и дает ту чудесную, богатую на краски, неповторимую палитру, каждый оттенок которой, сочетаясь с другими, выстраивает в уме ученого уникальную картину бытия, позволяя ему находить новые неожиданные пейзажи мира, оригинальные решения задач, над которыми долго и безрезультатно бились другие умы, и даже предвидеть развитие науки на несколько веков вперед. Сплав разных наук в познаниях ученого - могучая сила и Парацельс в полной мере воспользовался своими выдающимися способностями. 
Вкратце история его жизни такова: его настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493 - 1541). Парацельсом он называл себя, чтобы подчеркнуть, что он "превосходит Цельса" - знаменитого древнеримского врача, имевшего непререкаемый медицинский авторитет. 
Парацельс исколесил всю Европу и несколько стран Азии. Вообще, он был страшный непоседа, и долго на одном месте не задерживался, и вследствие неутолимого голода к знаниям, и из-за невыносимого своего характера. Всюду он изучал способы врачевания и приготовления лекарств. 
В 1527 г. он поселился в швейцарском городе Базеле и получил должность городского врача и профессора медицины в местном университете. Свою деятельность он начал с того, что рекомендовал сжечь на площади все книги врачей древности, что и сделали студенты под веселые возгласы. 
Он обратился в городской совет Базеля с предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить ему проверять, хорошо ли провизоры знают свое дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства - так он мог предотвратить неоправданное завышение цен. Затем он ввел штрафные санкции против аптекарей, потчующих больных не лекарствами, а "вонючей похлебкой". 
Как и следовало ожидать, этим он навлек на себя ненависть всех аптекарей и провизоров, а другие врачи и профессора, завидовавшие его успехам в преподавании медицины и исцелении недугов, присоединились к преследованию под предлогом того, что его назначение профессором университета было произведено без их согласия и что Парацельс был чужестранцем. 
Парацельсу даже пришлось спешно покинуть Базель, спасаясь от преследований и искать пристанища в глухих селениях Альп, где он лечил бедняков и создал одну из лучших своих книг "Великое врачевание ран". 
В 1541 г. измученный скитаниями Парацельс принимает приглашение зальцбургского архиепископа поселиться в этом городе, но жить ему осталось недолго. 
В том же году в возрасте 48 лет Парацельс, одинокий и нищий человек умер на постоялом дворе. 
Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. 
Немецкий врач С.Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом. 
Был ли Парацельс оскоплен в детстве в результате несчастного случая или пьяным солдатом, как гласит предание, или не был, доподлинно неизвестно. Известно, однако, что на его лице не росла борода, и его череп, сохранившийся до наших дней, по форме больше напоминает женский, чем мужской. 
Его всегда рисуют безбородым. Учение Парацельса можно охарактеризовать как своеобразный теософский натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции, гностицизма и герметизма. 
В центре его - понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой (Gestirn - "звёздная душа", астральное тело, не видимое и не связанное с каким-либо определённым пространством, способное воздействовать на любое другое астральное тело, т.е. магическое начало души). 
Паралеллизм макрокосма и микрокосма создаёт, по Парацельсу, возможность магического воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладению её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магическое созидание образа как реального тела нашей мысли, которое понимается Парацельсом как практически-волевое устремление души. 
Основные элементы, составляющие у Парацельса космическое тело, - земля, вода, воздух и небо; кроме них, Парацельс признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль - не как эмпирические вещества, а как особый способ действия тел. 
Все природные образования - не только растения и животные, но и металлы и минералы, Парацельс мыслит как плод развития своеобразных "семян", содержащих в себе начало жизни, стремления. 
Поскольку вся природа у Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа. Парацельс считал знание астрологии необходимым для каждого врача. 
Сам Парацельс постоянно обращался к астрологии, но предупреждал, что нельзя ставить себя в зависимость от небесных светил. Он горячо призывал людей к личной ответственности за свою судьбу. 
Если человек подчиняет свою судьбу небесным телам, то, считал Парацельс, "это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нём, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!". 
В честь Парацельса названа малая планета (астероид) номер 2239 и лунный кратер Paracelsus. Поистине изумительными могут казаться его научные прозрения, практическое осуществление которых стало возможным только сейчас. Вот, к примеру, что он говорит о создании человека (гомункула) искусственным путем: 
"Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей. Другими словами, существа эти могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, посредством мастерства искусного спагирика (алхимика)". ("De Natura Rerum", vol. i.). 
Создание гомункулов до сего дня хранилось в глубоком секрете, и столь мало было известно об этом, что философы древности подвергали сомнению самую возможность этого. Однако я знаю, что подобные вещи могут быть осуществлены посредством спагирического искусства при помощи природных процессов. 
Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на сорок дней и надлежащим образом "намагнетизировать", она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретает форму и черты человеческого существа, однако является прозрачной и бестелесной. 
Если теперь его еще сорок недель искусственно питать arcanum sanguinis hominis и держать все это время в лошадином навозе при неизменной температуре, оно вырастет в человеческое дитя, причем члены его будут развиты так же, как и у любого другого ребенка, как если бы оно было рождено женщиной, только будет оно много меньше. 
Мы называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка, пока оно не станет старше, не приобретет разум и интеллект и не будет в состоянии само заботиться о себе. Это и есть одна из величайших тайн, и она, должно быть, останется таковой до того дня, когда будут открыты все тайны". 
Представляется бесполезным цитировать дальше алхимические рецепты Парацельса или любого другого алхимика. 
Для непосвященного они непонятны и абсурдны. 
Но те, кто осуждают оккультистов прошлого за их мнимые невежество и суеверие, за тексты, полные запутанного неясного смысла, должны понимать, что в сочинениях многих мыслителей великие духовные истины были скрыты за аллегориями, которые могут понять только те, кто сам углубился в эти знания, овладел инструментарием этой науки. 

Малика Хасанова, филолог


Закрыть окно

Hosted by uCoz