О бессмысленности молитвы

Боже, благослови маму и яблочный пирог!
Зачем молиться?


Эта странная привычка, по всей видимости, может считаться одним из определяющих атрибутов религии. Большинство верующих молятся – своему богу или святым, пророкам, ангелам и младшим божествам. Молятся по разным причинам, о которых и пойдет речь дальше.
Должен предупредить, что мои рассуждения могут показаться крайне оскорбительными или богохульными любому верующему человеку, который их прочтет. Не ставя себе целью кого-либо обидеть или разозлить, я лишь намеревался подвергнуть критическому рассмотрению самый феномен молитвы. Я также буду прибегать к некоторым вольным обобщениям – так многогранна избранная тема. 
Так что будьте начеку, я вас предупредил! 


Молитва о личном


Это одна из самых распространенных форм молитвы, она предполагает непосредственное молитвенное общение между верующим и его богом. Может производиться в церкви (храме, святилище и пр.), дома и даже прямо на улице, на ходу. Верующему кажется, что у него установилась личная, один на один, связь с богом и что с ним можно запросто вести разговор – разговор о своей любви к богу, о своих личных проблемах, о своих пожеланиях другим людям и так далее. Такой человек может даже искренне верить, что бог ему отвечает (о чем обычно свидетельствует ощущение теплоты и благости). 
С моей точки зрения, это своего рода медитация – возможность на время уйти от повседневных забот, успокоиться, привести в порядок мысли, разобраться в чувствах и выбрать путь решения той или иной проблемы. Важно здесь и то, что, по словам верующих, они говорят с богом – сам он, кажется, никогда не инициирует диалог (Вы когда-нибудь слышали такое: “Ах, извини! Бог что-то хочет мне сказать. Я перезвоню!”?)
Если же считать молитву чем-то большим, чем просто медитация, можно выдвинуть одно самое очевидное возражение против такой молитвы: а зачем, собственно? Бог вездесущ и всеведущ, он и так знает наши мысли и чувства в любую секунду дня – быть может, лучше нас самих. Он узнаёт обо всех наших проблемах, заботах, желаниях еще до того, как о них узнаём мы сами. Есть ли смысл все это ему высказывать? Мало того, можно с полным основанием утверждать, что наши проблемы суть прямой результат божественной воли – если хотите, часть Божьего Промысла в отношении нас ради испытания нашей веры и воспитания стойкости. Подвергать сомнению Божий Промысел – один шаг до богохульства!

Недавно я получил от моей знакомой (Джой Эрин Кой) следующее высказывание о молитве, каковое и привожу здесь с ее любезного разрешения, чтобы прозвучала и другая точка зрения. 
“У каждого из нас есть друзья. Допустим, с кем-то из них у вас произошла размолвка, или вы считаете, что один из них поможет вам разрешить какую-то трудную проблему. Вы ведь заговорите с ним, не так ли? Поддерживая ежедневный диалог с друзьями и родственниками, мы тем самым поддерживаем и развиваем отношения с ними. Дружба не будет крепкой, если не говорить с человеком, не интересоваться его мнением. Вот что побуждает меня молиться. Я делаю это для того, чтобы укрепить взаимоотношения со своим другом – Иисусом Христом. Он бы не был мне столь близким другом, если бы я не общалась с нему изо дня в день. 
Иногда я и не жду ответа на свои молитвы. Часто я говорю с ним просто потому, что хочу с ним поговорить, как если бы он был рядом – так, как говорю со своим мужем. Этой общности с Иисусом не может быть, если я не буду говорить с ним – молиться – каждый день. Точно так же, если вы вдруг перестанете разговаривать с лучшим другом, вашей дружбе придет конец”. 



Молитва об изменениях


Здесь, как и в предыдущем случае, уместна критика с позиций Божьего Промысла, однако я пойду несколько дальше. Люди молятся о том, чтобы что-то изменилось – у них самих, в мире вообще или у других людей (к примеру, многие наверняка молятся за меня и подобных мне безбожников). 
Молитва за самого себя действует, как плацебо. Если молиться о ниспослании силы воли или самообладания в преодолении какой-нибудь личной проблемы, это вполне может дать положительный результат – но не потому, что бог услышал твою молитву и решил поднять твой уровень самообладания, покрутив ручку на своем божественном пульте управления. В действие приводится косвенный психологический прием, позволяющий обрести уверенность в себе. 
Сложнее обстоит дело с молитвами об изменениях, касающихся других людей. Верующие не раз говорили мне, что будут молить бога о моем прозрении, чтобы я “увидел свет” и признал ошибочность своих атеистических воззрений. То есть они обращаются к богу с просьбой напрямую вмешаться в жизнь другого человека и изменить ее. Фактически они хотят, чтобы бог временно лишил кого-то свободы воли (которая, по их же утверждению, должна быть неприкосновенной). Они как бы говорят: “Я считаю, что твой образ жизни нуждается в исправлении. С тобой что-то не так. Я попрошу моего бога привести тебя в порядок, чтобы ты стал лучше. Ты мне еще спасибо скажешь”. Вот почему атеисты обижаются, когда им говорят, что за них будут молиться. 
Аналогична по сути и молитва о наступлении какого-либо события. Если, молясь, ты просишь об исполнении желания – не о деньгах, машине или славе, а, например, о том, чтобы с кем-то встретиться или чтобы то или иное решение было принято в твою пользу -, ты тем самым просишь бога вмешаться в ход событий и отменить (пусть и на короткое время) свободу воли для конкретного человека, принудительно переплетая его жизнь с твоей (чего могло и не быть без такого вмешательства).
Когда люди молятся о наступлении желательных для себя событий, они порой очень интересно истолковывают результат. Одна знакомая дама, которая истово веровала в своего бога и очень часто обращала к нему свои молитвы, рассказывала мне, как, выезжая на машине в город, просила его, чтобы он помог ей найти свободное место для парковки. И бог почти никогда не отказывал ей в этой скромной милости (вероятно, и вы могли бы привести немало подобных примеров)! Прежде всего, напрашивается естественный вопрос: с чего это вдруг бог занялся раздачей стояночных мест, когда в Африке дети умирают с голоду? И потом, если колесить по городу достаточно долго, стоянку и так рано или поздно найдешь. Ну, а что, если бог не дал просимого? Можно просто сказать себе: “Значит, не суждено!”; или: “Бог уготовил мне иное”… Люди склонны отмечать каждый случай “попадания” и забывать о “промахах”. Но даже и отрицательный результат умудряются зачесть как положительный: бог, видите ли, всегда отвечает на наши молитвы, даже если кажется, что они остались без ответа. Вознесем славу создателю!
Пример божественного вмешательства в ход событий недавно прозвучал в популярном американском ток-шоу Опры Уинфри (молитвы как таковой не было, но ее в такой ситуации вполне можно было ожидать). В одном американском зоопарке маленький ребенок упал в вольеру с гориллами. Девочку подобрала горилла-самка и стала за ней по-своему ухаживать. В собравшейся толпе оказались врачи из бригады скорой помощи, которые проводили в зоопарке свой выходной день. Услышав о происшествии, они поспешили оказать девочке первую помощь после того, как служащие зоопарка отобрали ее у гориллы. Опра Уинфри, ведущая программы, заключила: оказывается, бог время от времени использует обычных людей в качестве ангелов (имея в виду столь удачное по времени появление врачей). Но из всего этого приходится сделать жутковатые выводы: 

Бог знал обо всем заранее (это понятно, ведь он всеведущ). 
Вместо того, чтобы предотвратить падение малолетнего ребенка в вольеру (что могло привести к смерти или серьезным увечьям), он допустил это падение. 
Затем он либо сделал так, что девочка упала возле добросердечной гориллы, либо заставил гориллу взять ребенка под защиту. 
Он вмешался в жизнь врачей, причем заранее, заставив их пойти в зоопарк, чтобы вовремя попасть к месту происшествия. 
Налицо дефицит настоящих ангелов (или все они были в отлучке по случаю выходного дня).

Итак, он предпочел не вмешиваться в жизнь младенца, дабы исключить саму возможность несчастного случая, а повлиять на свободную волю врачей и тем самым обеспечить девочке надлежащую медицинскую помощь уже после падения. 
Что после этого можно сказать о боге? 
Но я отвлекся. Вернемся к молитве. 


Как разбудить спящего великана


Довольно часто бог, по всей видимости, не способен или не желает что-то предпринять, если ему не помолиться. Молитва в этом случае действует как некое гигантское стимулирующее устройство, эдакий генератор электрического разряда, без которого бог попросту впадает в дремоту и вообще ничего не делает. Было бы естественно ожидать, что всеведущий бог сам знает, когда и что должно быть сделано. Но у богов, похоже, есть одна особенность: они не склонны переходить к практическим действиям без настойчивых увещеваний со стороны простых смертных. (А может, боги питаются молитвами и без регулярной подпитки попросту слабеют, потому и бездействуют? <ужас какой!>) 
Вы поймете, что я имею в виду, если когда-нибудь наблюдали по телевидению публичные “исцеления верой”, организованные евангелистами. На сцену выводится некто, страдающий неким заболеванием, либо слепой, либо глухой, либо увечный. Несмотря на то, что человеку приходилось жить и мириться со своей болезнью или физическим недостатком двадцать-тридцать лет, бог, надо понимать, не смог с этим ничего поделать до тех пор, пока сей человек не поднялся на сцену и за него не помолилась многомиллионная аудитория (благодаря которой телестудия имеет немалые деньги). Бог разве не знал о том, что человек нуждается в исцелении? Или он так испытывает нашу веру, заставляя болеть и страдать десяток лет, пока наконец не избавит нас от недуга? А может, ему нравится демонстрировать свою силу по телевидению? Как получается, что он может исцелять людей только по одному – почему не всех разом? Почему человек должен мучиться в течение десяти лет, чтобы бог имел случай даровать ему здоровье в своем Эксклюзивном Шоу В Прямом Эфире – да еще по сигналу верующих? 
А видели вы когда-нибудь такое шоу-с-исцелением, когда чуда не происходило? – “Мне очень жаль, малыш, но, похоже, бог сегодня очень занят. Давай-ка мы посадим тебя обратно в инвалидную коляску. А через неделю попробуем еще раз”. Немного странно, что Создатель Вселенной так озабочен рейтингами телепрограмм… 


Молитвы за усопших


Когда кто-то умирает, молитвы часто произносятся за скорбящих родных и друзей покойного – чтобы бог дал им силы пережить утрату. (Интересно знать, откуда берутся эти силы у атеистов и у тех, кто верит в “ложных” богов?) 
Однако молятся обычно и за самого усопшего; бога просят присмотреть за ним, принять его в царствие небесное, упокоить его душу и т.д. Странно: неужели они всерьез полагают, что бог проигнорирует новопреставленного, положит его душу куда-нибудь на полку и позабудет о ней? У бога, надо думать, опыт в этом деле немалый, он сам разберется, что делать. Может быть, именно сила молитвы отворяет райские врата: за кого не молились, тех держат снаружи, а вот с молитвой, как с билетом – милости просим. (Впрочем, к атеистам это не относится: умер, значит умер.) 
Если вдуматься, молитва за умерших не имеет смысла. Если вы признаете, что человек умирает по Божьей Воле и что день и час его смерти богом предрешен, то почему вы считаете, что бог не окажет ему внимания за порогом смерти? На самом деле такая молитва служит как: 

разновидность молитвы о личном, помогая человеку пережить тяжелую утрату. 
публичное выражение любви и уважения к усопшему (а также скорбящим родственникам). Лично я не вижу в этом ничего плохого, только зачем бога-то впутывать? 
публичная демонстрация молитвы – люди должны видеть, что молитва совершена, даже если совершил ее никому не известный священник, впервые увидевший покойного только в гробу. Правда, это нужно не столько скорбящим по усопшему, сколько церкви. (Недавно я был на похоронах друга моей семьи. Прежде, чем гроб предали земле, священник отслужил молебен минут на пять, причем речь шла почти исключительно о боге и об Иисусе Христе, об их любви и славе. Все это больше походило на рекламу церкви, чем на попытку утешить родственников или же помянуть добрым словом самого покойного.) 



Заключение


Все священники молятся своим богам. И всякий наверняка скажет, что его бог (будь то Ганеша, Яхве, Аллах, Зевс или любой другой, их тысячи) слышит обращенные к нему молитвы и отвечает на них – может быть, даже действием. 
Что же представляется наиболее правдоподобным: 

что есть только один бог, который слышит все молитвы представителей всех религий и отвечает на них (даже если эти молитвы противоречат друг другу)? 
что существует множество богов, которые слышат молитвы только своих последователей? 
что молитвы слышит только один истинный бог, а исповедующие другие религии пребывают в заблуждении (хотя все они приписывают своим молитвам одинаковый результат)? 
что нет никаких богов, и некому слышать молитвы; что молитвы суть не что иное, как религиозная медитация, самообман или публичное, показное действо? 

Если вы дочитали до этого места и решили помолиться за мою душу, спросите себя: кому это больше надо, мне или вам… 

Адриан Барне


Закрыть окно

Hosted by uCoz